Каждый, кто работает с компьютерными и веб-интерфейсами, сталкивается с большим количеством стилизованных объектов — иконки, пиктограммы, символы. Некоторые из них являют собой маленькие, но узнаваемые логотипы известных компьютерных или софт-фирм, некоторые указывают на некоторое действие, которое можно произвести, кликнув на этот объект, некоторые являются просто стилизованными графическими обозначениями процессов и состояний.

41045720_105214206_70b7ea74f5

В реальной жизни мы в той же мере сталкиваемся с графической символикой — мы можем вспомнить дорожные знаки для автомобилистов, указатели направления движения, пиктограммы, используемые в метро и общественном транспорте и многое другое. Выразить в картинке некоторую информацию — достаточно сложно, и сегодня мы поговорим об одном из дизайнеров, который в прошлом (XX-м) веке попытался построить систему универсальной знаковой коммуникации.

Один из основателей массового дизайна, признанный глава американской школы художественного конструирования Генри Дрейфус раньше других осознанно выдвинул к технике требование «человечности». Утверждая свое творческое кредо «человек прежде всего», он настойчиво внедрял в общественное сознание мысль о первичности фактора человеческого присутствия в любом изделии, добившись тем самым обязательного посредничества художника-конструктора между производителем и потребителем.

Профессор Калифорнийского технологического института, Дрейфус в наиболее важной своей работе «Антропометрия. Человеческий фактор в проектировании» установил некие оптимумы взаимодействия любого человека с любым предметом или с организуемой средой. Это было одно из первых обширных исследований, имевшее целью установление соответствия геометрических параметров разнообразных рабочих поз минимальным расходам мышечной энергии на их поддержание. «Работая над каким-либо изделием, — говорил он, — мы имеем ввиду, что на нем будут ездить, его будут разглядывать, включать его, управлять им — каждый человек в отдельности или все вместе. Если контакт человека с изделием переходит в конфликт, значит дизайнер потерпел неудачу. Если людям обеспечена безопасность и комфортабельность, если контакт с изделием вызывает у них желание приобрести его, повышает эффективность их труда, или просто делает их счастливыми, значит работа дизайнера была успешной». [«Industrial design, 1961, №10, р.73″]

Бывший президент Американского общества дизайнеров, Дрейфус ответственно ставил перед собой самые широкие и универсальные задачи: «Я планирую оставить детали конструирования другим, а сам займусь критикой дизайна, как велит мне совесть. Однако я предполагаю, что «Словарь Символов» займет половину моего времени.» Первоначально предпринятая для символической записи операторской информации на сельскохозяйственных машинах «Джона Диира», эта работа по своим масштабам привлечения материала и принципам его классификации вышла далеко за рамки узкоотраслевого значения и может послужить основой для разработки универсальной системы графических обозначений.

Дизайнер-практик, Дрейфус стремился уменьшить утомление человека в каждом контакте его с изделием. Во внешнем виде произведений дизайнера выражена их вещная сущность, установлена их связь с окружающей природой и предметной средой, выявлен характер производимой ими работы. Наконец, они обладают своей собственной, присущей только им красотой.

Непрофессионалу почти невозможно подобрать какие-либо общие или хотя бы групповые признаки для многочисленных изделий, созданных Дрейфусом за сорок лет: манера и стиль в смысле зрительной устойчивости отсутствуют. И тем не менее, всему многообразию изделий, различных между собой по назначению и непохожих на подобные себе по исполнению, присуща однозначность дизайнерского подхода. Лишенные формальных признаков стиля, они наделены свойствами адаптации собственной формы к окружающему их миру и, в первую очередь, к человеку.

Известный американский дизайнер Джорж Нельсон коворил о работах Дрейфуса: «Генри никогда не делал ничего «из ряда вон выходящего», он вообще не видел в этом никакого смысла, он старался проектировать вещи такими, чтобы они были удобны — для людей, промышленности, и для других вещей. Сколько из вещей выскочек не смотрится уже на следующий день, а вещи Генри по-прежнему убедительны и все больше «вырастают» из многих и многих вещей, окружающих нас дома и на работе».

«С чего мы начинаем проектирование? — задает вопрос Дрейфус в своей книге «Проектирование для человека» [«Designing for people«, New York, 1966] и отвечает: — С человека, который будет пользоваться нашей вещью — мужчины, женщины, подростка. Мы впитываем все сведения о нем из всех областей знания: его анатомические данные, границы способности видеть, слышать, чувствовать в процессе различных видов деятельности и разных условиях окружающей обстановки, пределы накрузок, умственных и физических. На основе этих сведений ми выявляем оптимальные антропометрические параметры и конструируем модель типичного потребителя будущей вещи и она становится «человеческой» мерой, определяющей ее характер». Вильям Хевит говорил о дизайне Дрейфуса так: «…Его творческая концепция ставила человека вперед, машина для Генри была прежде всего рабочим инструментом, дело которого — служить человеку в отведенной ей области» — подчеркивал эстетическое совершенство конечного результата его работы — «его интуицию вещи можно приблизительно определить как «изысканный вкус». Он видел идеальное в хорошей форме. …У него было профессиональное чувство красоты экономичной формы».

Последней крупной работой Дрейфуса, так и оставшейся незавершенной, была попытка построить ту самую систему универсальной знаковой коммуникации. В своей книге «Введение в систематизацию графической символики» Дрейфус изложил результаты почти тридцатилетней работы по собиранию и классификации изобразительных знаков, информационно — инструктивного характера, употребляемых в различных областях общественной жизни во всех странах мира. Суть систематизации заключается в выявлении из собранных им знаков универсальных по своему начертательно-содержательному характеру обозначений, типа быстро-медленно, мужчина-женщина, большой-маленький, которые должны стать основой для графической разработки знаковых форм (он и назвал эту группу основополагающей, разработке номенклатуры обозначений по различным областям общественной деятельности типа отдых, математика, религия и сведения очертаний всех знаков к определенному количеству основополагающих графических элементов, которое позволяет создавать знаки любого содержания и любой области на едином графическом принципе.

Достаточно сложно развить в себе образное мышление, но никуда не денешься — продукт работы дизайнера, его основной вид деятельности — это работа с образами. Можно сказать, что работа веб-дизайнера заключается в том, чтобы упаковать большие объемы информации и привести их к виду, удобному для восприятия, для принятия решения, а для этого требуется высокая визуальная культура, умение работать с образами, умение трансформировать то, что мы видим, раждать новые образы.

Человек может видеть мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может (или должен) быть. Такую способность психологи называют «визуальным мышлением». Когда Адамарс спросил Энштейна, каким средствам мыслительной деятельности он отдает предпочтение: образам, словам или символам? — Энштейн сказал, что никогда не придавал большого значения словам или символам, он думал в зрительных образах или даже в мышечных ощущениях :). И после того, как в этих образах он получал решение, перед ним стояла уже более легкая задача — перевести найденное решение в слова или символы. Так что… учитесь мыслить образами, господа дизайнеры!

Реклама
- комментарии
  1. mamasita:

    Да, с этим действительно сложно не согласится: «Достаточно сложно развить в себе образное мышление, но никуда не денешься – продукт работы дизайнера, его основной вид деятельности – это работа с образами.»

  2. sexycookie:

    можно глупый вопрос? вы это сами написали?

  3. тута написанно в самом самом верху самыми самыми большими буквами Генри Дрейфус — дизайнер. Эт его статья)) и выдержки из его книги)

  4. sexycookie:

    теперь понятно 🙂
    Меня смутил этот момент:
    ««С чего мы начинаем проектирование? – задает вопрос Дрейфус в своей книге «Проектирование для человека» [«Designing for people», New York, 1966] и отвечает:…»
    в общем, понятно
    спасибо

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s